флаг СГР

Дзун-Хемчикский кожуун

ФЛАГ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ДЗУН-ХЕМЧИКСКИЙ КОЖУУН РЕСПУБЛИКИ ТЫВА"

флаг Дзун-Хемчикского кожууна

Описание флага.

«Прямоугольное двухстороннее полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее фигуры из герба Дзун-Хемчикского кожууна, выполненные синим, желтым и белым цветом. Обратная сторона полотнища зеркально воспроизводит лицевую».

 

Обоснование символики флага Дзун-Хемчикского кожууна.

Флаг Дзун-Хемчикского кожууна составлен на основании герба Дзун-Хемчикского кожууна и повторяет его символику.

Дзун-Хемчикский кожуун находится на западе Республики Тыва, в западной части Тувинской котловины. Название переводится как "восточный Хемчик". Кожуун расположен в восточной части бассейна реки Хемчик, которая является притоком Енисея и служит северной административной границей кожууна. Дзун-Хемчикский кожуун - гористый район. Рельеф понижается от хребтов системы Танну-Ола (по-тувински Танды-Уула), что протянулись на юге, к долине Хемчика. Долины рек занимают степи, выше раскинулись леса, ещё выше - альпийские луга. Равнины по долинам рек пригодны для сельского хозяйства. Среди природных богатств основным считается уголь. Его добыча ведётся открытым способом.

Территория Дзун-Хемчикского кожууна издревле являлась вотчиной кочевников, которые обитали здесь задолго до нашей эры. В середины I тысячелетия регион последовательно находился в составе Тюркского, Уйгурского, Киргизского каганатов, империи монголов, государства ойратов, маньчжурских династий. В XVIII веке, когда регион был частью Джунгарского ханства, сформировался Даа-кожуун - прообраз современного района. Он существовал и во время Урянхайского края (так называлась Тува в царской России), и в начальный период независимой Тувинской республики (1921-44 годы). В 1929 году из него выделили Дзун-Хемчикский кожуун, который с небольшими изменениями существует и поныне.

В символику герба вписана история кожууна.

В состав современного Дзун-Хемчикского кожууна входят 12 муниципальных образований - город Чадан и 11 сумонов: Баян-Тала, Бажын-Алаак, Ийме, Теве-Хая, Хорум-Даг, Хайыракан, Хондергей, Чыргакы, Чыраа-Бажы, Шеми, Элдиг-Хем, что в гербе аллегорически показано полем, составленным из 12 золотых и серебряных частей.

Многочастное поле объединяет лазоревый (синий) круг. Круг, символизирует жилище тувинских предков - юрту, а также пиалу, в которой подносят пищу, блюда из молока. Пиала неразделима с тувинской юртой: зашедшему в юрту в знак гостеприимства тувинцы подносят чай с молоком или молоко.

В верху круга изображена часть двойной крыши пагоды (хурээ), увенчанная знаком "соёмбо", что символизирует нижнечаданский (Алдыы-Хурээ) и верхнечаданский (Устуу-Хурээ) буддийские храмы. Устуу-Хурээ - один из крупнейших храмовых комплексов, находящихся на территории Дзун-Хемчикского кожууна, который по праву считается центром духовности, колыбелью становления государственности Тувы. Именно на территории Устуу-Хурээ была заложена основа тувинского алфавита, отчеканена первая монета Тувинской Народной Республики и образовано первое высшее учебное заведение (институт), выпускники которого становились первыми управленцами Тувы.

На крыше храма расположен знак монгольских, бурятских и тибетских народов "Соёмбо" означающий понятие "самозародившийся" (письм. монг. soyombu, soyongbu). Соёмбо является древним комплексным символом, восходящим к индо-буддийскому наследию.

Верх Соёмбо увенчан знаком огня, который для тувинцев традиционно означает рассвет и возрождение, а также продолжение и расширение рода. Огонь (очаг жизни) символизирует теплоту, благополучие, непоколебимость и искренность народа, живущего в кожууне. Три языка пламени олицетворяют процветание народа в трёх временах - прошлом, настоящем и будущем.

Солнце и Луна - главные светила на небосклоне, дающие тепло и свет, они символизируют доброту и вечность. Эти символы были включены в печать хун-нояна Буян-Бадыргы, правителя Даа кожууна:

Конь - надежный друг степняка-кочевника, символизирует энергию, скорость, стремление к прогрессу.

Примененные в гербе цвета и металлы дополняют его символику:

синий цвет (лазурь) - у кочевников-скотоводов с древнейших времен является символом бескрайнего неба ("Дээр-Ада", "Дэнгер-Дээр"), отца прародителя всего на земле, символизирует стремление к бескрайним высотам во всех направлениях деятельности, чистоту помыслов и крепость духа.

жёлтый цвет (золото) - символизирует достаток, гордость, верность, справедливость и человеколюбие, а также вероисповедование местных жителей (буддизм).

белый цвет (серебро) - символ благородства, божественной мудрости, открытости, примирения, цвет молока, почитаемого тувинцами.

Авторская группа:

идея флага: Д.Д-Д.Монгуш, М,К.Монгуш., М.Т.Куулар, Э.Х.Ховалыг (все - Чадан);

геральдическая доработка: Константин Моченов (Химки);

художник и компьютерный дизайн: Анна Гарсия (Москва);

обоснование символики: Юрий Фрейман (Кемерово).

Утвержден решением Хурала представителей муниципального района "Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва"

от 18.03.2020 № 60

 

Внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 12998

 

Если Вы заметили неточность, то выделите её и нажмите Ctrl-Enter. Дата публикации : 29.06.2020

-
О нас
-
Гербы и флаги
-
Значки эмалевые
-
Наши издания
-
Продукция
-
Геральдика и право
-
Слеты геральдистов
-
Геральдика в интернете
-
Коллекционеру значков
-
Новости
-
Контакты
-
Видео
-
Поиск
-
Код кнопки
-
Rambler's Top100
-
Написать письмо в СГР