По свидетельству русского историка и краеведа Симбирского края П.Л. Мартынова, Старые Маклауши (административный центр поселения) самый древний населенный пункт, возникший на территории нынешнего Майнского района. Чувашская деревня Маклауша существовала здесь, когда еще не было Симбирско-Карсунской укрепленной линии с городками и острогами на ней, когда вокруг на необозримые пространства расстилались "дикие поля" и "порозжия земли". Интересно происхождение названия деревни и реки. Симбирский топонимист В.Ф. Барашков пишет: "Речка, видимо, поименована по местности, на чувашском языке мак - "мох", макла - "моховой", ушка - уменьшительный суффикс, возникший на русской основе". История выделения земель под новые поселения изложена в "Книге строельной города Синбирска" от 1649 года, в которой имеется подробная запись, как определялись новые отводы земли для новых поселений. Смысл этих записей сводился к постепенному переходу от одного приметного ориентира (дуба, березы, косогора) к другому: "Отмерено на пашню земли новозаписным служилым татарам в деревне Маклаушах, Якупке Атабаеву с товарищи, на пятьдесят человек, три тысячи восемьдесят четвертей. И той земле межа: от чернаго Кучаровскаго леса, от ключа, вниз по сухому Маклаушу, до Малой речки Маклаушки; а по речке Маклаушке вниз до речки Большой Маклаушки, а по Большой Маклаушке, вниз, до граненаго дубоваго столба, поставлен на правой стороне, подле речки Маклаушки, против большого косогора; на столбе две грани: направо - земля деревни Маклаушки служилых татар, а налево, за речкою Маклаушою - порожняя земля; а от того столба направо, позади поль, по косогору, на дубовый столб, на нем две грани, а от того столба на дубовый столб, на нем две грани; от того столба на развиловатую березу, на ней две грани; а та береза стоит в долине, а под ней сурковая яма; направо - земля деревни Маклауш татарская земля, а налево - порожняя земля; от той березы направо, на две березы, выросли из одного корня, на них две грани; а те березы стоят в долине и от тех берез на виловатую березу, на ней две грани; а та береза стоит подле долинки; а от той березы, подле березоваго куста, к черному лесу; по долине до чернаго леса на дуб, на нем грань; направо - деревни Маклауш служилых татар земля, а налево - порожняя земля". Эта запись нашла отражение в символике герба Старомаклаушинского сельского поселения, которая многозначна: - старое, но живое дерево, дающее жизнь пяти новым побегам (листам) - аллегория поселения состоящего из старинного чувашского села Старые Маклауши (дубовый лист) и четырех других населенных пунктов - поселок Труд и села Новые Маклауши, Чирикеево и Чуфарово (березовые листы). Веерообразное расположение листьев - символичное отражение конкретного определения границ создаваемых поселений - от березы виловатой до березы в долине, далее на дуб и т.д. Символика дуба - основательность, стойкость, крепость духом и телом. Символика березы - легкость, податливость, восприимчивость к переменам; - мох, покрывающий нижнюю часть ствола дерева - гласный символ названия поселения и его административного центра (при его переводе на русский язык); Лазурь - символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения. Золото - символ высшей ценности, величия, богатства, урожая. Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, молодость и надежду. |