флаг СГР

сельское поселение "Угданское"

ГЕРБ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ "УГДАНСКОЕ" МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ЧИТИНСКИЙ РАЙОН" ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

герб сельского поселения

Описание герба.

«В серебряном поле на таковой же серебряной оконечности лазоревый дацан (буддистский храм) о трех видимых ярусах, показанный без окон и дверей и с таковыми же пристройками, уходящими за края щита, и перед ним - два серебряных, с золотыми клювами сообращенно плывущих по оконечности лебедя со сложенными ближними и воздетыми дальними крыльями, с золотым соёмбо (в виде безанта с пламенем верху и над месяцем рогами вверх) над головами».

Герб сельского поселения "Угданское", в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований (Раздел 2, Глава VIII, пункты 45, 46), утвержденными Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации 28.06.2006 года, может воспроизводиться со статусной короной установленного образца.

 

Обоснование символики герба сельского поселения "Угданское".

В гербе сельского поселения "Угданское" простым языком символов и аллегорий отражены его историко-культурные, географические и природные особенности.

Сельское поселение "Угданское", расположенное в пригороде столицы Забайкальского края - города Чита, берет своё название от административного центра - села Угдан. История небольшого бурятского села по-своему уникальная. Это самобытное поселение коренных жителей Забайкалья, доказывающее, что люди с древнейших времен выбирают географически благоприятные земли для заселения.

В современном селе Угдан проживают потомки монгольского племени хори-бурят, которые, являются аборигенами современного Забайкалья. Буряты в силу толерантного мышления способны жить бок об бок с другими народами, не вмешиваясь во внутренние дела соседствующих племен, поэтому границ и врагов для кочевников не было.

Живя на протяжении веков в русскоязычной среде, вблизи большого города, в окружении сел, коренные жители не растеряли свои исконные традиции, язык, бытовой уклад, буддийскую веру без отрицания шаманизма. Угданцы с малолетства воспитываются в двуязычии в условиях преобладающей культурной и языковой среды русских, они стали билингвами. Смешанные браки нередкое явление среди хори-бурят.

Жители сельского поселения "Угданское" бережно относятся к сохранению народных традиций и истории, о чем свидетельствует изображение лебедей. Символика плывущих лебедей в гербе сельского поселения "Угданское" многозначна.

Лебеди отображает легенду о происхождении хори-бурят. На острове Ольхон жил парень по имени Хоридой, охотник, рыбак. На берегу Байкала он ловил рыбу и увидел, как три лебедя приземлились на воду. Лебеди превратились в прекрасных девушек, Хоридой понравились они. Он спрятал крылья одной из них. Потом они поженились и родили одиннадцать сыновей, от которых и произошли одиннадцать родов хори-бурят. Поэтому буряты считают лебедь своей проматерью.

Плывущие лебеди аллегорически показывают местных жителей как тружеников, которые вносят свой вклад в развитие культурной и духовной жизни сельского поселения "Угданское".

Лебедь - гордая и величавая птица. Красота их формы является украшением водоемов - озер, где они обычно обитают, однако гнезда лебеди обустраивают на суше. Умные, понятливые птицы, лебеди приспосабливаются к различным обстоятельствам, но вместе с этим, никогда не утрачивают осторожности. Лебеди отличаются красотой, привязанностью и постоянством в браке, нежно и заботливо относятся потомству.

Два лебедя, с воздетыми крыльями образно представляют серебряный (белый) цветок лотоса, духовное раскрытие, мудрость, нирвану;

Серебряный (белый) лебедь - ассоциируется с чистой душой, непорочностью.

Бурятское соёмбо состоит из трех элементов: луны, солнца и огня.

Здесь луна, располагаясь внизу, образует своеобразную чашу, над которой как бы восходит солнце, а выше его - три языка пламени - символ огня.

Огонь означает не только тепло, жизнь, свет, возрождение, благополучие, очаг. Он считался и символом чистоты, и хранителем дома. Ему приносили жертвы. С помощью огня шаманы исцеляли больных, изгоняя из них злых духов. Буряты всегда относились к огню с большим почтением.

Три языка пламени выбраны также не случайно. Передний язычок - символ прошлого; средний - олицетворяет современное поколение; третий - будущие поколения. Все вместе они подчеркивают непрерывность и преемственность истории.

Солнце тоже относится к числу наиболее древних символов, и его изображение получило широкое распространение среди народов мира. С ним связаны представления как об источнике жизни, жизненной силы, света, богатства, изобилия.

Угданский буддийский дацан был заложен в конце 1990 года по инициативе председателя кооперативного хозяйства Дугарова Михаила Дугаровича, с согласия правления и общего собрания членов колхоза и с одобрения старейшин села Угдан. Место под дацан было указано Димчиком Лугдуевым, старейшиной села, одобрено и освещено шэрээтэ-настоятелем Эгитуйского дацана (Бурятия) Гомбо-ламой (ныне покойным). Возвышенность на западной стороне села называется Хурлэ добо, здесь раньше проводились различные религиозные хуралы-молебны жителей местности Угдан. Престарелый Гомбо-лама нарек будущий дацан "Содномдаржайлинг", что означает "Приумножающий благодеяния". Перед началом строительства были выполнены все обрядовые ритуалы в присутствии многих жителей.

Строительство Угданского дацана войдет в историю села как пример общественного единения. Основную работу провели рабочие кооперативного хозяйства "Угданский". В зимнюю стужу начали заготовку леса. Колхоз выделили технику для вывоза леса и мужчины села начали строительство. Люди жертвовали на благое дело не только деньги, несли в дар дацану сохраненные в семьях танки-иконы, изображения и статуэтки бурханов. Много полезного и нужного для ритуальных служб подарило руководство Ивалгинского дацана (Бурятия). Целая команда добровольных помощников ездила в Агинское, Цугол, Улан-Удэ, чтобы приобрести необходимое для открытия дацана. В период подготовки к открытию почти в каждом доме с. Совершенно безвозмездно, вдохновенно трудились все жители. Каждый старался внести свою лепту в общее дело: женщины шили, красили, мужчины строили ограду и подсобные помещения, дети и подростки убирали территорию дацана. Постепенно, начиная от двух помещений, дацан расстроился до настоящего комплекса. К открытию дацан обладал всем необходимым.

6 июля 1991 года дацан был открыт для посещения, в день празднования 250-летия признания буддизма в России. 14 августа было торжественное освящение в присутствии высокопоставленных лам из Аги, Бурятии и Монголии. Первыми ламами были: Жамсаранов Митуп Жамсаранович, Цыренов Станислав Генинович, Цыдыпов Батор и другие.

Угданский дацан является местной религиозной организацией, объединяющей лам - буддийских священнослужителей и буддистов мирян, исповедующих традиционный для России буддизм махаянистского направления, признанный в России в 1741 году. Полное наименование: местная религиозная организация буддистов Угданского дацана "Содномдаржайлинг", сокращенное наименование: Угдан Дацан, который входит в структуру централизованной религиозной организации "Буддийская Традиционная Сангха России" религиозного управления. Основной формой деятельности дацана является: совместные исповедания, распространение, изучение, бережное хранение и пропаганда духовного наследия и завета Будды, культуры и традиций буддийского учения, его философских, нравственных и морально-этических основ, воспитание людей в духе сострадания и любви ко всем живым существам.

В гербе серебряные родники образуют оконечность, по которой плывут лебеди, дополняя природную символику и аллегорически показывая географическое расположение сельского поселения "Угданское" на берегах реки Чита и озеро Угдан.

Примененные в гербе металлы и цвет дополняют символику:

серебро (белый цвет) - символ чистоты, невинности, верности, надежности и доброты;

золото (желтый цвет) - символ высшей ценности, величия, богатства, урожая;

лазоревый (синий цвет) - символ чести, славы, преданности, истины, красоты и добродетели.

Таким образом, герб сельского поселения "Угданское" языком символов и аллегорий показывая связь поколений и бережное отношение местных жителей к своему прошлому, настоящему и устремление в будущее.

Авторская группа:

идея герба: Дамдин Базаржав (с.Угдан);

геральдическая доработка: Константин Моченов (Химки);

художник: Дамдин Базаржав (с.Угдан);

компьютерный дизайн: Ольга Салова (Москва);

обоснование символики: Екатерина Моченова (Москва), Ирина Куренная (Чита).

Утвержден решением Совета сельского поселения "Угданское"

от 23.12.2022 № 50

 

Внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 14254

 

Если Вы заметили неточность в тексте, то выделите её "мышкой" и нажмите Ctrl-Enter. Дата публикации : 03.04.2023

-
О нас
-
Гербы и флаги
-
Значки эмалевые
-
Наши издания
-
Продукция
-
Геральдика и право
-
Слеты геральдистов
-
Геральдика в интернете
-
Коллекционеру значков
-
Новости
-
Контакты
-
Видео
-
Поиск
-
Код кнопки
-
Написать письмо в СГР