В гербе сельского поселения "Угданское" простым языком символов и аллегорий отражены его историко-культурные, географические и природные особенности. Сельское поселение "Угданское", расположенное в пригороде столицы Забайкальского края - города Чита, берет своё название от административного центра - села Угдан. История небольшого бурятского села по-своему уникальная. Это самобытное поселение коренных жителей Забайкалья, доказывающее, что люди с древнейших времен выбирают географически благоприятные земли для заселения. В современном селе Угдан проживают потомки монгольского племени хори-бурят, которые, являются аборигенами современного Забайкалья. Буряты в силу толерантного мышления способны жить бок об бок с другими народами, не вмешиваясь во внутренние дела соседствующих племен, поэтому границ и врагов для кочевников не было. Живя на протяжении веков в русскоязычной среде, вблизи большого города, в окружении сел, коренные жители не растеряли свои исконные традиции, язык, бытовой уклад, буддийскую веру без отрицания шаманизма. Угданцы с малолетства воспитываются в двуязычии в условиях преобладающей культурной и языковой среды русских, они стали билингвами. Смешанные браки нередкое явление среди хори-бурят. Жители сельского поселения "Угданское" бережно относятся к сохранению народных традиций и истории, о чем свидетельствует изображение лебедей. Символика плывущих лебедей в гербе сельского поселения "Угданское" многозначна. Лебеди отображает легенду о происхождении хори-бурят. На острове Ольхон жил парень по имени Хоридой, охотник, рыбак. На берегу Байкала он ловил рыбу и увидел, как три лебедя приземлились на воду. Лебеди превратились в прекрасных девушек, Хоридой понравились они. Он спрятал крылья одной из них. Потом они поженились и родили одиннадцать сыновей, от которых и произошли одиннадцать родов хори-бурят. Поэтому буряты считают лебедь своей проматерью. Плывущие лебеди аллегорически показывают местных жителей как тружеников, которые вносят свой вклад в развитие культурной и духовной жизни сельского поселения "Угданское". Лебедь - гордая и величавая птица. Красота их формы является украшением водоемов - озер, где они обычно обитают, однако гнезда лебеди обустраивают на суше. Умные, понятливые птицы, лебеди приспосабливаются к различным обстоятельствам, но вместе с этим, никогда не утрачивают осторожности. Лебеди отличаются красотой, привязанностью и постоянством в браке, нежно и заботливо относятся потомству. Два лебедя, с воздетыми крыльями образно представляют серебряный (белый) цветок лотоса, духовное раскрытие, мудрость, нирвану; Серебряный (белый) лебедь - ассоциируется с чистой душой, непорочностью. Бурятское соёмбо состоит из трех элементов: луны, солнца и огня. Здесь луна, располагаясь внизу, образует своеобразную чашу, над которой как бы восходит солнце, а выше его - три языка пламени - символ огня. Огонь означает не только тепло, жизнь, свет, возрождение, благополучие, очаг. Он считался и символом чистоты, и хранителем дома. Ему приносили жертвы. С помощью огня шаманы исцеляли больных, изгоняя из них злых духов. Буряты всегда относились к огню с большим почтением. Три языка пламени выбраны также не случайно. Передний язычок - символ прошлого; средний - олицетворяет современное поколение; третий - будущие поколения. Все вместе они подчеркивают непрерывность и преемственность истории. Солнце тоже относится к числу наиболее древних символов, и его изображение получило широкое распространение среди народов мира. С ним связаны представления как об источнике жизни, жизненной силы, света, богатства, изобилия. Угданский буддийский дацан был заложен в конце 1990 года по инициативе председателя кооперативного хозяйства Дугарова Михаила Дугаровича, с согласия правления и общего собрания членов колхоза и с одобрения старейшин села Угдан. Место под дацан было указано Димчиком Лугдуевым, старейшиной села, одобрено и освещено шэрээтэ-настоятелем Эгитуйского дацана (Бурятия) Гомбо-ламой (ныне покойным). Возвышенность на западной стороне села называется Хурлэ добо, здесь раньше проводились различные религиозные хуралы-молебны жителей местности Угдан. Престарелый Гомбо-лама нарек будущий дацан "Содномдаржайлинг", что означает "Приумножающий благодеяния". Перед началом строительства были выполнены все обрядовые ритуалы в присутствии многих жителей. Строительство Угданского дацана войдет в историю села как пример общественного единения. Основную работу провели рабочие кооперативного хозяйства "Угданский". В зимнюю стужу начали заготовку леса. Колхоз выделили технику для вывоза леса и мужчины села начали строительство. Люди жертвовали на благое дело не только деньги, несли в дар дацану сохраненные в семьях танки-иконы, изображения и статуэтки бурханов. Много полезного и нужного для ритуальных служб подарило руководство Ивалгинского дацана (Бурятия). Целая команда добровольных помощников ездила в Агинское, Цугол, Улан-Удэ, чтобы приобрести необходимое для открытия дацана. В период подготовки к открытию почти в каждом доме с. Совершенно безвозмездно, вдохновенно трудились все жители. Каждый старался внести свою лепту в общее дело: женщины шили, красили, мужчины строили ограду и подсобные помещения, дети и подростки убирали территорию дацана. Постепенно, начиная от двух помещений, дацан расстроился до настоящего комплекса. К открытию дацан обладал всем необходимым. 6 июля 1991 года дацан был открыт для посещения, в день празднования 250-летия признания буддизма в России. 14 августа было торжественное освящение в присутствии высокопоставленных лам из Аги, Бурятии и Монголии. Первыми ламами были: Жамсаранов Митуп Жамсаранович, Цыренов Станислав Генинович, Цыдыпов Батор и другие. Угданский дацан является местной религиозной организацией, объединяющей лам - буддийских священнослужителей и буддистов мирян, исповедующих традиционный для России буддизм махаянистского направления, признанный в России в 1741 году. Полное наименование: местная религиозная организация буддистов Угданского дацана "Содномдаржайлинг", сокращенное наименование: Угдан Дацан, который входит в структуру централизованной религиозной организации "Буддийская Традиционная Сангха России" религиозного управления. Основной формой деятельности дацана является: совместные исповедания, распространение, изучение, бережное хранение и пропаганда духовного наследия и завета Будды, культуры и традиций буддийского учения, его философских, нравственных и морально-этических основ, воспитание людей в духе сострадания и любви ко всем живым существам. В гербе серебряные родники образуют оконечность, по которой плывут лебеди, дополняя природную символику и аллегорически показывая географическое расположение сельского поселения "Угданское" на берегах реки Чита и озеро Угдан. Примененные в гербе металлы и цвет дополняют символику: серебро (белый цвет) - символ чистоты, невинности, верности, надежности и доброты; золото (желтый цвет) - символ высшей ценности, величия, богатства, урожая; лазоревый (синий цвет) - символ чести, славы, преданности, истины, красоты и добродетели. Таким образом, герб сельского поселения "Угданское" языком символов и аллегорий показывая связь поколений и бережное отношение местных жителей к своему прошлому, настоящему и устремление в будущее. |